Previous Entry Share
О БЕЗДЕЛЬНИЧКАХ, которые прошли незаметно.
adelina_felice

«В наших глазах — крики «вперёд», в наших глазах — окрики «стой», в наших глазах — рождение дня и смерть огня,

в наших глазах — звёздная ночь, в наших глазах — потерянный рай, в наших глазах — закрытая дверь, что тебе нужно — выбирай».

Виктор Цой.

«Бездельников» Андрея Зайцева, к слову выпускника журфака МГУ,  ждали с 2008г и наконец-то дождались. На счету молодого режиссера числятся уже две успешные картины – «Глеб» и «Мой дом», покорившие  «Окно в Европу» и другие международные фестивали.  В Выборге же и «Бездельники» заочно получили приз гильдии киноведов и кинокритиков России. 9 ноября, за день до официальной премьеры,  «Бездельники» были  показаны в онлайн-кинотеатре  ivi.ru.

В общем-то, картина обещала многое. И ранние песни Виктора Цоя, еще будучи юным  уловившего «ветер перемен», и дух свободы, и свежий взгляд на любовь и дружбу, и просто хорошую молодежную драму. Скажу честно, просто как любитель  и ни в коем случае не профессионал, картина – не шедевр. Но для начинающего режиссера, она очень даже неплоха. Зайцев взял избитый сюжет и сделал из него конфетку.

Первое, чем может зацепить фильм - он понятен и пропитан всем тем, чего так много в молодости. Да нет,  не коньяком. Философией, романтикой и нонконформизмом. Хотя, алкоголя там тоже не мало.

Конечно, картина рассчитана на молодежную аудиторию, но временной период так растянут, что фильм интересен и мамам с папами. Так, молодость вспомнить, подумать, вдохнуть снова тот дух свободы, которую так много и отовсюду обещали.  «Вся наша жизнь того периода,  была в этой песне -здесь была и прекрасная музыка, и наше беспредельное веселье, и за ним - грусть и безысходность, которая тогда была во всем... И мы в 81-м чувствовали эту безысходность, может быть, не верили в нее, но чувствовали...» - вспоминал Рыбин, друг и соратник Цоя по группе. Думаю, таковым был общий настрой. Гуляли всю ночь до утра, пели песни под гитару и мечтали.

 И вот временные рамки стираются. То, чего ждет каждое поколение в свои 20 – свободы, долгой не прекращающейся игры на гитаре и веселья, то чего оно ищет разными путями через творчество, тусовки, музыку здесь приобретает  некую условность и универсальность.  Действие вроде как относится к нашему времени – с готами и мобильниками раньше было сложновато. Но при этом каких-то определенных признаков современности здесь нет.  Разве что может быть псевдоинтеллектуалов в модных очках. Один из кульминационных моментов – встреча главных героев на вечеринк, и спетые на одной гитаре поочередно ею и им  – романс Ахматовой и «Я – бездельник» Цоя. Время растягивается на весь двадцатый век  - столетие страшных потрясений.

  Главный герой, в конце концов, превращается в призрака Цоя. Внешне выглядит так же и поет те же песни. И так же рассматривая сумеречные фонари, спрятавшись от всего мира под афишами в каком-то ДК, уничтожает одну за одной, пачки сигарет. Его нет, но он жив. Как Цой.

Здесь много музыки, много любви и много мыслей.  Оператор и режиссер об этом позаботились. Мир, как и на самом деле – то яркий, жизнерадостный и полный любви и голых ног, то блеклый, грязный, пасмурный с шубами и валенками. Этот мир изначально был окружен океаном и музыкой волн.  В этом мире у каждого есть право выбора, есть чувства и есть иллюзии. Соловей не свободен. Просто потому что это в нем заложено природой. Единственное, что он волен делать, как ему заблагорассудится – это творить. И здесь он выбирает не себя. Кстати в любви и дружбе тоже. Сначала друг, потом девушка, потом Цой. И он-то не он выходит. И свобода, которой  обладает молодость, не свобода вовсе. Крыши, расписанные асфальты, окна вместо дверей, песни у костра – все это лишь внешне. А внутри – мучительное, тягостное чувство, совершенно классицистический конфликт между страстью и долгом, между дружбой и любовью. И совершенно реалистичная развязка – поступки имеют последствия, а любовь разрушает не только дружбу, но и жизнь самих героев.

 В плюс этой картине – ее неназидательность. Все так как есть. Никого не осуждают, никого не хвалят. Довольно жизненное молчание. Зритель сам отвечает на заданный в самом начале фильма вопрос: «Кто если не мы?» 


?

Log in

No account? Create an account